Привет, друзья,
Тема сегодняшней статьи — вопрос одного из наших пользователей.
Криско Стефанов делится ситуацией, в которую попадали многие из нас.
Он обновил драйверы видеокарты, после чего его игры стали работать лучше и с более высоким FPS. Но как только FPS подскочил выше 60, а это наблюдается во всех играх, начался так называемый Screen Tearing — дословный перевод разрыв экрана.
Сначала о том, что такое разрыв экрана и почему он возникает. Это явление, когда кадры как будто накладываются друг на друга, не совпадая, однако, полностью, из-за чего картинка выглядит разрозненной. Что-то вроде этого.
Особенно сильно это проявляется при панорамировании камеры влево или вправо.
Явление Screen Tearing вызвано тем, что кадры в секунду, подаваемые видеокартой, не синхронизированы с частотой обновления монитора. Это явление более заметно, когда количество кадров в секунду превышает частоту обновления.
Случай с нашим человеком Крыско Стефановым именно таков. Я могу предположить, что его монитор работает на частоте 60 Гц, и до обновления драйверов разрывы экрана не возникали или, по крайней мере, были не так заметны просто потому, что игры шли с более низкой частотой кадров в секунду, чем частота обновления монитора. Как только частота кадров стала выше 60, он начал наблюдать этот неприятный эффект.
Какие существуют решения проблемы так называемого разрыва экрана? Самый идеальный вариант — это монитор с переменной частотой обновления, которая может быть синхронизирована с количеством кадров в секунду, подаваемых видеокартой. Таким образом, вы не идете ни на какие компромиссы, поскольку получаете максимально возможный FPS и не наблюдаете Screen Tearing или других неприятных артефактов.
Монитор также должен поддерживать высокую частоту обновления, поскольку независимо от того, насколько она изменяется, она не может превышать максимальную частоту монитора. Под высокой частотой обновления мы подразумеваем все, что выше стандартных 60 Гц — мы говорим о 75 Гц, 144 Гц, 240 Гц, и это лишь некоторые примеры. Чем выше частота, тем больше гибкости для различных игр.
Изменение частоты кадров в секунду в реальном времени осуществляется двумя способами в зависимости от видеокарты, с которой вы будете использовать монитор. Это может быть G Sync для видеокарт Nvidia и FreeSync для видеокарт AMD, причем все видеокарты Nvidia, начиная с десятой серии, также поддерживают FreeSync. Поскольку G sync и FreeSync — это функции монитора, при выборе игрового монитора с высокой частотой обновления следует ориентироваться на видеокарту, с которой вы планируете его использовать.
Изменение частоты обновления не только устраняет Screen Tearing, но и минимизирует так называемый Input Lag и другие неприятные эффекты, а также в целом создает наилучшие визуальные впечатления, когда каждый кадр отображается на мониторе именно в тот момент, когда он был сгенерирован видеокартой.
В целом, однако, имейте в виду, что даже если вы не используете специальную систему синхронизации кадров, с мониторами 144 Гц или 240 Гц у вас, скорее всего, не будет проблем, поскольку, как мы уже говорили, разрыв экрана заметен в основном тогда, когда количество кадров в секунду превышает частоту кадров монитора. При частоте 144 Гц и выше вероятность этого значительно снижается.
Но мы не всегда можем позволить себе купить специализированный игровой монитор с высокой частотой обновления только для того, чтобы устранить эффект разрыва экрана. Многие люди, и я в том числе, возились с мониторами с частотой 60 Гц, и вот тут-то и возникает основная проблема. Что мы можем сделать с этим.
Есть несколько решений, самое простое из которых — использовать V-синхронизацию (вертикальную синхронизацию). Это одна из тех опций, которые есть в настройках каждой игры. В целом, V-sync не позволяет игре превышать 60 кадров в секунду и лучше всего работает, если игра в целом поддерживает стабильную частоту кадров выше 60 — например, 70-80.
В этом случае V-Sync поможет вашей игре работать на плавных 60 кадрах без скачков и провалов, что сделает весь процесс более плавным, а также в некоторой степени сэкономит системные ресурсы вашего компьютера.
Однако если ваша видеокарта в игре не может постоянно поддерживать частоту выше 60 кадров в секунду, то V-sync-a поможет удержать частоту кадров от превышения этого значения, и вы снова не увидите нежелательных разрывов экрана, но эта опция не может предотвратить падения частоты кадров просто потому, что видеокарта не в состоянии их генерировать.
Один из вариантов — судить о необходимости включения V-синхронизации отдельно для каждой игры. Другой вариант — включить эту настройку глобально, что для видеокарт Nvidia происходит из известной панели управления Nvidia (для карт Nvidia). Вы входите в него, щелкнув правой кнопкой мыши на рабочем столе и выбрав соответствующую панель управления.
Зайдя в него, выберите Manage 3D Settings и прокрутите вниз, пока не доберетесь до опции V-Syn.
Как видите, в моем случае она установлена на Использовать настройки 3D-приложения — то есть включается или выключается каждой игрой индивидуально. Возможные варианты: ON или OFF, а также опция Fast Sync, о которой мы поговорим чуть позже.
V-sync также имеет свои недостатки и в некоторых случаях может быть хуже, чем проблема разрыва экрана. Например, в быстрых киберспортивных играх, где время отклика имеет решающее значение, V-синхронизация, как правило, создает Input Lag — в переводе с английского — задержку времени отклика. Очевидно, что для людей, занимающихся электронными видами спорта, это далеко не идеальный вариант.
Также в очень графически интенсивных сценах V-Sync может не успевать за синхронизацией кадров и вызывать большее падение производительности, чем обычно.
Поэтому для таких случаев существуют расширенные опции, которые для Nvidia называются Fast Sync, а для AMD — Enhanced Sync. Это улучшенные версии V-Sync, которые особенно хорошо использовать, когда ваша карта поддерживает значительно более высокий FPS, чем частота обновления монитора. Еще раз повторюсь — это имеет смысл, если вы используете монитор с частотой 60 Гц.
Независимо от того, включен ли V-Sync, Fast Sync или Enhanced Sync, общий компромисс заключается в том, что вы ограничиваете FPS до 60. Если вы хотите наслаждаться более высоким FPS, не замечая некоторых артефактов, вызванных этим, включая Screen Tearing, то в этом случае вам не обойтись без монитора с высокой частотой обновления, о котором я упоминал в самом начале.
Надеюсь, что в этой статье я ответил на большинство вопросов, касающихся явления разрыва экрана и возможных вариантов его устранения. Не забывайте регулярно посещать блог mascomsoft.ru, чтобы получать новые полезные статьи и обзоры.